Как в советской Белоруссии ответили на вызов «Мерседеса»: история появления самого необычного МАЗа

В 1959 году советские конструкторы сделали автомобиль по образу и подобию самого легендарного из болидов Mercedes-Benz — вот что из этого вышло.
Как в советской Белоруссии ответили на вызов «Мерседеса»: история появления самого необычного МАЗа
В общественном достоянии
В 1952 году Mercedes-Benz представил сенсационную новинку — гоночную модель 300SLR.

Его дорожная версия SL хорошо известна любителям автомобильной истории под неофициальным названием «Крыло чайки». SLR был безоговорочно признан лучшим гоночным автомобилем мира и несколько лет блистал на сериях гонок FIA.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Его-то и решили взять за образец конструкторы Минского автозавода, когда из руководства Белорусской ССР пришло поручение создать гоночный автомобиль для участия республиканских спортсменов во всесоюзных гонках.

Советский подход к копированию

Помните тот анекдот, в котором зритель пишет в кулинарную телепередачу, как сделал салат из авокадо с креветками по рецепту из передачи, заменив авокадо на картошку, а креветок на сало, и заключает письмо словами «ваш салат из авокадо с креветками нам очень понравился»?

Примерно так в Минске «копировали» породистый немецкий болид. Внешне между двумя автомобилями есть явное сходство, переняли советские инженеры и ряд технических решений:

  • пространственная трубчатая рама,
  • скошенный капот, на скорости создающий прижимную силу на колёсах,
  • «жабры» боковых воздухозаборников за моторным отсеком и перед задними тормозами,
  • обтекаемые колпаки из оргстекла на фарах и некоторые другие.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На уровне концепции МАЗ-1500 был современным гоночным автомобилем, фото
На уровне концепции МАЗ-1500 был современным гоночным автомобилем по меркам 1950-х годов.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее начинались отличия.

  • Вместо оригинального «формульного» V8 мощностью 278 л. с. — движок от «Москвича-407». Развивал он всего 60 л. с., несмотря на то, что его «раскачали», оснастив четырьмя мотоциклетными карбюраторами выпускной системой с пониженным сопротивлением.
  • Вместо дорогого алюминиевого сплава кузов выклеили из стеклоткани с мебельным клеем БФ.
  • Подвеска тоже модернизированная «москвичевская» с неразрезным мостом сзади и тормозами в картере неразрезного моста.
  • Применили оригинальные опускающиеся двери.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Погодите смеяться. Заметим, что никто не собирался выставлять будущий МАЗ-1500 против немца — машину готовили для всесоюзного класса машин с двигателями от «Москвича». В одной характеристике — массе — советский автомобиль даже превосходил Mercedes-Benz 300SLR, будучи легче на целых 200 кг. Благодаря этому даже маломощный двигатель разгонял машину до 165 км/ч.

Гоночному МАЗу не повезло

На своих первых соревнованиях в 1961 году МАЗ-1500 занял почётное последнее место, но доехал до финиша, а это удалось не всем участникам. Как знать, если бы минчанам дали набрать опыта, они бы постепенно подтянули результаты. Увы, уже в 1963 году гоночные правила изменились и отдельный зачёт для моторов «Москвич» был отменён.