Как в советской Белоруссии ответили на вызов «Мерседеса»: история появления самого необычного МАЗа
Его дорожная версия SL хорошо известна любителям автомобильной истории под неофициальным названием «Крыло чайки». SLR был безоговорочно признан лучшим гоночным автомобилем мира и несколько лет блистал на сериях гонок FIA.
Его-то и решили взять за образец конструкторы Минского автозавода, когда из руководства Белорусской ССР пришло поручение создать гоночный автомобиль для участия республиканских спортсменов во всесоюзных гонках.
Советский подход к копированию
Помните тот анекдот, в котором зритель пишет в кулинарную телепередачу, как сделал салат из авокадо с креветками по рецепту из передачи, заменив авокадо на картошку, а креветок на сало, и заключает письмо словами «ваш салат из авокадо с креветками нам очень понравился»?
Примерно так в Минске «копировали» породистый немецкий болид. Внешне между двумя автомобилями есть явное сходство, переняли советские инженеры и ряд технических решений:
- пространственная трубчатая рама,
- скошенный капот, на скорости создающий прижимную силу на колёсах,
- «жабры» боковых воздухозаборников за моторным отсеком и перед задними тормозами,
- обтекаемые колпаки из оргстекла на фарах и некоторые другие.
Далее начинались отличия.
- Вместо оригинального «формульного» V8 мощностью 278 л. с. — движок от «Москвича-407». Развивал он всего 60 л. с., несмотря на то, что его «раскачали», оснастив четырьмя мотоциклетными карбюраторами выпускной системой с пониженным сопротивлением.
- Вместо дорогого алюминиевого сплава кузов выклеили из стеклоткани с мебельным клеем БФ.
- Подвеска тоже модернизированная «москвичевская» с неразрезным мостом сзади и тормозами в картере неразрезного моста.
- Применили оригинальные опускающиеся двери.
Погодите смеяться. Заметим, что никто не собирался выставлять будущий МАЗ-1500 против немца — машину готовили для всесоюзного класса машин с двигателями от «Москвича». В одной характеристике — массе — советский автомобиль даже превосходил Mercedes-Benz 300SLR, будучи легче на целых 200 кг. Благодаря этому даже маломощный двигатель разгонял машину до 165 км/ч.
Гоночному МАЗу не повезло
На своих первых соревнованиях в 1961 году МАЗ-1500 занял почётное последнее место, но доехал до финиша, а это удалось не всем участникам. Как знать, если бы минчанам дали набрать опыта, они бы постепенно подтянули результаты. Увы, уже в 1963 году гоночные правила изменились и отдельный зачёт для моторов «Москвич» был отменён.