Можно ли использовать гиперкары, чтобы тренировать космонавтов: эксперты ошиблись
Она может быть ещё сильнее при возвращении на Землю с орбиты, около 5g при штатном приземлении и до 8g при баллистических спусках. В истории космонавтики есть случай, когда экипаж космического корабля «Союз» при аварийном спуске 5 апреля 1975 года подвергся испытанию силой в 20g. К счастью, в тот раз всё обошлось благополучно.
Не зря в космонавты обычно берут военных лётчиков, которые уже привычны к сильным перегрузкам при выполнении фигур высшего пилотажа. Чтобы дополнительно подготовить организм, их крутят на центрифуге с ускорением 5g в сидячем положении и 8g в лежачем.
Авто для тренировки космонавтов?
Иногда приходится слышать, что в гиперкарах – автомобилях мощностью свыше 1000 л. с. – действуют, мол, такие перегрузки, что на них можно тренировать космонавтов.
Кто ездил по гоночным трекам, тот знает, что суперкары действительно создают довольно сильные перегрузки. При разгоне в кресло вдавливает так, что голову не оторвёшь от подголовника, а на поворотах изрядно швыряет из стороны в сторону. Но насчёт тренировки перед полётом в космос – это всё-таки преувеличение. В лучших дорожных суперкарах, таких, как Bugatti Veyron, Posche 911 GT3 RS или Lamborghini Huracan GT3 Evo, ускорение при разгоне в максимуме достигает примерно 12 м/с2 или около 1,2g. На поворотах и при торможении ускорение ещё выше, но космических величин оно всё же не достигает.
Самые большие перегрузки испытывают пилоты «Формулы-1» — при разгоне до 2g, при торможении до 5g, а в поворотах до 4-6g. Так что формульные болиды, в принципе, можно было бы использовать для начальной тренировки космонавтов. Но для этого сначала пришлось бы потратить время, чтобы научить их управлять гоночной машиной. Так что оставим гонщикам болиды, космонавтам центрифугу, а гиперкары – денежным мешкам. Каждый хорош на своём месте.