Строим автомобиль для ралли-рейда: зачем спорткарам нужен каркас безопасности и каким он должен быть
Главный вопрос: зачем делать каркас безопасности?
Это не прихоть организаторов, а желание обеспечить безопасность участников. В ралли-рейдах скорость движения экипажей на трассе заметно выросла. К примеру, средний показатель у лидеров на спецучастке достигает 95 км/ч, а с учётом характера трасс, перевороты не такое уж редкое явление. Первоочередная цель усиления каркаса безопасности – защита экипажа. Каркас должен защитить спортсменов как при фронтальных, боковых, так и задних переворотах.
Есть два варианта решения вопроса. Первый – доработать штатный каркас безопасности мотовездехода; второй – установить новый, построенный по требованиям РАФ и имеющий необходимую омологацию. И если со вторым вариантом всё понятно (есть в нашей стране несколько компаний, которые занимаются этим вопросом на профессиональном уровне), то на первом я бы хотел остановиться подробнее.
Основной принцип построения каркасов – это создание силовых треугольников. Как мы знаем из школьного курса, это прочная геометрическая фигура.
В заднюю дугу можно вварить так называемую галку, в результате получаем в конструкции три новых треугольника. Данные элементы задают прочность верхней части каркаса в поперечном направлении. То есть, при перевороте и приземлении на один из углов, нагрузка распределится на всю конструкцию рамы, не деформируя пространство внутри кабины. И, соответственно, не зажимая спортсменов.
Второй элемент – усилитель крыши. В случае диагонального переворота, удар может прийтись в передний угол крыши, и, чтобы защитить её от деформации, необходимо также вставить треугольники. Итог: при перевороте сила удара не деформирует каркас, а распределяется равномерно на всю конструкцию.
Крышу нужно усилить ещё и в горизонтальной плоскости, дополнительно защитив её от удара сверху.
С этой задачей поможет справиться вваренная стойка ветрового стекла, которая после установки образует треугольник в вертикальной плоскости. Это также защитит дверной проем от деформации.
При самостоятельном усилении каркаса крайне важно использовать трубы с максимальной прочностью – это холоднодеформированная бесшовная труба из стали 20. Использование других труб, например, электросварных, шовных, горячедеформированных, снижает защитные свойства конструкции. Их использовать нельзя.
Поверх труб на некоторые участки рекомендуется нанести защиту: прикрепить на элементы каркаса специальные накладки (толщиной 10-15 мм) или вспененную изоляцию на участки, которые могут контактировать со шлемом.
Усилить каркас безопасности участник может сам, если у него есть такая возможность: схемы и рекомендации опубликованы в Технических требованиях Чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам. Всем желающим разобраться в этом вопросе стоит ознакомиться с содержанием статей 286 и 283 Приложения J к Международному Спортивному Кодексу FIA на сайте www.fia.com приложением 14 к КиТТ РАФ, приложением 9 к КиТТ и КиТТ.
При подготовке к соревнованию не забывайте о правильном выборе экипировки. Ралли-рейды требуют покупки специальной омологированной одежды, её основное преимущество – защита от огня. Для базового лагеря, лиазона – дорога от бивуака до точки старта и от финиша до базового лагеря – часто проходит под дождем и сильным ветром. Для движения по лиазонам допускается применение не омологированной экипировки.
Дождевики серии EVO от российского производителя компании Dragonfly выдержат сильные ливни на протяжении нескольких часов. Отдельно отметим одежду для бивуака – вечерами температура, как известно, сильно падает, и здесь пригодятся вещи из софтшелла.
О постройке каркаса безопасности для спортивных классов N2 (Кубок России по ралли-рейдам) и Т3 (Чемпионат России по ралли-рейдам» рассказывает директор компании GoTune Сергей Евстратов.