Тест-драйв сигвея и его конкурентов: что лучше?
Читал ли изобретатель аппарата Segway Дин Кэймен в 1978 году журнал New Scientist, неизвестно. Между тем именно там, похоже, была впервые озвучена идея подобного «самостабилизирующегося моноцикла» с пневматической сферой в качестве колеса.
В рубрике «Колонка Ариадны» в одном из номеров колумнист журнала, британский химик и изобретатель Дэвид Джоунс, известный под псевдонимом Дедал, так описывал свое изобретение: «Моноцикл — одноколесный велосипед — был бы исключительно элегантным и практичным средством передвижения, если бы не его малая устойчивость. <...> Современная техника, однако, позволяет без труда автоматизировать балансировку: достаточно вспомнить военные самолеты, устойчивость которых в полете всецело зависит от работы бортовой вычислительной машины. <...> Акселерометры регистрируют любое отклонение от вертикали, и бортовой микропроцессор дает команду серводвигателям, которые вращают сферу в нужном направлении, предотвращая падение».
Впрочем, создать подобное транспортное средство в 1970-х годах было затруднительно — соответствующая надежная микроэлектроника, мощные компактные электромоторы и достаточно емкие литий-ионные аккумуляторы появились значительно позднее. Кроме того, отличий у Segway хватает: вместо сферы — два колеса, отсутствует сиденье, для поворота используется руль, а не наклон тела. Но даже сейчас, спустя полтора десятилетия после публичного анонса, Segway вызывает у окружающих острое любопытство. Редакция «ПМ» убедилась в этом на собственном опыте, решив протестировать Segway и несколько его аналогов.
В Европе после появления Segway начались бурные дискуссии о том, как классифицировать подобный транспорт (кстати, этот момент Дедал тоже предсказал: «Придется только добавить новый раздел в правила дорожного движения»). В большинстве европейских стран его приравняли к велосипедам и пешеходам, дав возможность ездить по тротуарам, велодорожкам и парковым тропинкам. Не без исключений, конечно: в Швейцарии его признали легким мотоциклом со всеми вытекающими последствиями — номерным знаком, фарами, поворотниками и с правом передвижения только по проезжей части, а в Великобритании и вовсе разрешено ездить на Segway только по частной территории.
В России статус этого транспорта пока неясен, что вызывает определенные трудности. В частности, ГИБДД неофициально считает его «индивидуальным средством передвижения пешеходов» (типа самоката) и разрешает движение на нем только по тротуарам, но, когда мы приехали в Лужники для съемки, охранник отказался пустить нас на территорию спорткомплекса, показав на знак «Движение мотоциклов запрещено». Все наши попытки обратить его внимание на категорические различия между этими транспортными средствами наткнулись на полное непонимание, и лишь визит в находящуюся по соседству администрацию Лужников позволил прояснить этот вопрос.
Принцип движения на сегвееподобных самокатах кардинально отличается от катания на велосипедах, мотоциклах или скейтбордах. После того как вы встанете на платформу, нужно расслабиться и не пытаться самому поддерживать равновесие — за вас это делает сам аппарат. Все, что должен делать пилот Segway (или его аналогов), — это наклоном тела указать аппарату, в каком направлении и с какой скоростью нужно ехать. Поддерживая равновесие, аппарат двинется туда, куда сместился центр тяжести — вперед или назад, а поворот осуществляется наклоном рулевой колонки в нужную сторону. Чем больше наклоняетесь, тем быстрее аппарат едет, пока не «упрется» в электронное ограничение, введенное в целях безопасности (обычно около 15−20 км/ч). Если хотите затормозить — просто откидываетесь назад. Но самая главная особенность состоит в том, что вы при этом чувствуете себя не водителем и не велосипедистом, а пешеходом. Разве что в несколько раз более быстрым.
Segway X2
Масса: 54 кг
Запас хода: 20 км
Максимальная скорость: 20 км/ч
За прошедшие с момента изобретения годы компания Кэймена успела разработать и выпустить второе поколение аппаратов. Внедорожный вариант X2 отличается от обычного «асфальтового» i2 более мощным мотором (но меньшим запасом хода), шинами с развитым рисунком протектора и более широкими крыльями, защищающими пилота от потоков грязи при езде по бездорожью. Аппарат прекрасно чувствует себя и на асфальте, реагируя на команды настолько образцово, что порой начинает казаться, будто он читает мысли. Собственно, минусов у Segway только один – это цена, сравнимая со стоимостью далеко не самого плохого автомобиля.
Sunway EC23
Масса: 50 кг
Запас хода: 40 км
Максимальная скорость: 15 км/ч
Клон, очень похожий на настоящий Segway. Кое-что сделано даже интереснее – в частности, фары, стоп-сигнал и поворотники здесь встроены, а не устанавливаются отдельно, да и цена в два раза меньше настоящего Segway. К сожалению, даже тем, кто прокатился один раз, сразу становится понятно, что до настоящих качеств оригинала аппарату далеко – управление не отличается четкостью. Особенно странно работает ограничитель скорости – вместо того, чтобы постепенно притормаживать при приближении скоростного порога (как это делает Segway), Sunway превышает эту скорость, а потом начинает резко тормозить, после чего цикл набора скорости и торможения повторяется.
Uixon (Юик) M1
Масса: 18,5 кг
Запас хода: 20 км
Максимальная скорость: 15 км/ч
Этот аппарат вообще похож не на самодвижущееся средство, а на пылесос или чемодан на колесиках. Что, впрочем, совершенно не мешает развивать вполне приличную для такой малютки скорость и иметь отличную управляемость с правильно работающим ограничителем скорости. Основной плюс «Юика» — в том, что он, в отличие от своих «старших братьев», помещается в багажнике любой машины. Минус – в маленьком диаметре колес, что делает почти невозможным передвижение по любым дорогам, кроме абсолютно ровных асфальтовых, а также съезд и заезд на тротуары с проезжей части там, где они разделены бордюром.