Кремль дю солей: трюки

Полвека назад, когда «за зубцами» соорудили весьма спорное с архитектурной точки зрения здание Кремлевского Дворца Съездов, за выражение «цирк в Кремле» можно было, пожалуй, поиметь серьезные неприятности. Сейчас иные времена, Дворец Съездов превратился в Государственный Кремлевский Дворец, а в нем устроили цирк, причем в самом прямом и непосредственном смысле этого слова.
Кремль дю солей: трюки

Такого еще не было. Здание, построенное некогда для съездов КПСС, впервые в своей истории на целых два месяца отдано одному-единственному шоу под звучным и непонятным именем Zarkana. В Россию шоу привезла всемирно известная канадская цирковая компания Cirque du Soleil, ставшая своего рода «высшей лигой» мирового циркового искусства и принявшая в свои ряды артистов со всего мира, в том числе многих представителей прославленной отечественной цирковой школы. Работа артистов, выполняющих невероятные акробатические трюки, сложна и тяжела, но она всегда в поле зрения благодарного и восхищенного зрителя. При этом «за кадром» остается колоссальная работа по инженерно-технической подготовке представлений Cirque du Soleil. В случае со «странствующими» шоу, к которым относится Zarkana, задача инженеров значительно усложняется, так как все построенное для представления оборудование необходимо периодически разбирать и перевозить на новое место.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почти Лас-Вегас

Zarkana — одна из совсем свежих постановок. Ее премьера состоялась 29 июня прошлого года в огромном нью-йоркском зале Radio City Music Hall. После этого несколько усеченная (из-за пространственных ограничений зала) версия шоу была поставлена в Мадриде, а с января начался монтаж декораций и оборудования в Государственном Кремлевском дворце. К нам приехала полная нью-йоркская версия, так как размеры сцены ГКД не только не уступают размерам американской площадки, но и немного их превышают. По утверждениям представителей Cirque du Soleil, Zarkana является наиболее дорогим и технически сложным из «странствующих» шоу, что приближает его к стационарным постановкам, для которых возводятся специальные здания с изначально встроенным в них необходимым сценическим оборудованием. Правда, чтобы посмотреть на стационарные шоу, придется отправиться в Лас-Вегас, Лос-Анджелес, Орландо или Макао. Нигде больше Cirque du Soleil пока не решился организовывать постоянные площадки, так как для заполняемости зала в течение нескольких лет подряд необходим неиссякающий поток туристов, готовых тратить деньги на развлечения, как, например, в том же Лас-Вегасе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но если для Zarkana и не потребовалось сооружать специальное здание, то коллективам канадских и российских инженеров пришлось немало потрудиться, чтобы подготовить для цирковых гастролей наш старый добрый ГКД. Правда, нынешний дворец уже не тот, что был в 1960-х. В последние годы зал подвергли серьезной реконструкции, в нем поставили современное сценическое оборудование, свет, звуковую аппаратуру. Однако встроить туда в основном скрытые от глаз зрителя мегаконструкции представления оказалось задачей хоть и решаемой, но совсем не простой. О том, как готовили ГКД к гастролям и какие технические особенности имеет приехавшее к нам шоу, мы поговорили с Дейвом Черчиллом — техническим директором Cirque du Soleil. В первую очередь нам было интересно узнать, что пришлось переделывать внутри самого здания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цирк летел, плыл и ехал

«Сцена ГКД — современная, большая и хорошо оборудованная, — рассказывает Дейв, но нам все-таки пришлось кое-что переделать. Во-первых, мы перекрыли полом оркестровую яму — она очень велика и занимает большой промежуток между зрительскими креслами и просцениумом. Во-вторых, над сценой ГКД, как и в любом театре, размещены фермы, на которые крепится в основном осветительное оборудование. Использовать мы их не могли, так как наши сценические конструкции выше — они фактически уходят в крышу здания. Поэтому нам пришлось найти подрядчика и частично демонтировать эти фермы. Когда гастроли закончатся, нам будет необходимо всё вернуть назад, заделать все отверстия, которые мы проделали, и установить на место то, что мы демонтировали».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большое странствующее шоу — это большая логистика. После окончания гастролей Zarkana в Нью-Йорке в Европу оборудование было доставлено на четырех грузовых Боингах-747 и в 15 морских контейнерах. Основная часть этого груза оказалась задействованной в постановке в Мадриде, а то, что не уместилось, отправили на склад в Голландию. Когда пришло время сворачивать шоу в Испании и готовить представление в Москве, в российскую столицу потянулись тяжелые грузовики — из Мадрида, из Голландии и даже из Англии, где фирма-подрядчик делала дополнительное оборудование специально для московских гастролей. Всего 65 фур, которые нужно было разгрузить, и не где-нибудь, а на территории Кремля — резиденции Президента Российской Федерации. Режим, пропуска, непредсказуемый график въездов-выездов первого лица страны — всё это создавало дополнительные трудности, при том что на подготовку отвели предельно сжатые сроки. Еще одна логистическая проблема — на московской площадке должно было первым делом монтироваться то оборудование, которое на мадридской снимали последним. И это вносило свою лепту в напряженный график строительства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тайные ходы над сценой

Что же такого удивительного сооружали на сцене канадские рабочие и инженеры с помощью российских коллег? «Есть несколько потрясающих конструкций, которые обеспечивают работу артистов, — говорит Дейв Черчилл. — Самая впечатляющая из них- это, пожалуй, машина для натягивания каната, на котором выступают канатоходцы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело в том, что согласно сценарию канат не присутствует на сцене постоянно — он должен появляться быстро и как бы ниоткуда. Для этого по заказу Cirque du Soleil одна из английских компаний построила специальный механизм, который размещен внутри оркестровой ямы. Пока канатоходцы не выступают, яма закрыта деталями пола, но в нужный момент люки открываются, и из сцены вверх поднимаются две мачты. Они похожи на двух кобр, вздымающих головы навстречу друг другу. Между головами этих «змей» натягивается канат. Мачты поднимаются и натягивают провисавший до поры до времени между ними стальной трос. В основании каждой мачты — шариковая гайка, которая движется по ходовому винту — стержню с нанесенной резьбой. В момент, когда мачты полностью раздвинуты, канат имеет натяжение 8,5 тонны силы. Весь процесс занимает не более 80 секунд. По окончании номера мачты складываются и бесследно исчезают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Второй впечатляющий элемент оборудования, — рассказывает Дейв Черчилл, — это так называемая техническая решетка (technical grid). В шоу Zarkana очень много всего происходит в воздухе, на тросах и трапециях. Приходится постоянно координировать движение различных объектов в 3D-пространстве, причем необходима буквально миллиметровая точность. Поэтому, вместо того чтобы всякий раз подвешивать отдельные устройства к существующим конструкциям разных театров, мы создали общую конструкцию, опирающуюся на четыре точки опоры (колонны), на которой мы крепим осветительные приборы, тросы, лебедки. У технической решетки два этажа: верхний, уходящий под самую крышу, и нижний, по которому над сценой (в тайне от зрителя) перемещаются артисты и сотрудники технического персонала (их на технической решетке находится до 40 человек одновременно)».

Масштабность — это первое слово, приходящее в голову, когда начинаешь разбираться в том, как устроено шоу Zarkana. Говорят, что в отличие от «шатровых» постановок Cirque du Soleil этот спектакль лучше смотреть не с первых рядов. Большое видится на расстоянии.