Mitjet: «ПМ» начинает и выигрывает

Сначала мы хотели просто сделать репортаж о гоночной серии Mitjet. Договорились с командой «Актив – ПРО РЭЙСИНГ» и отправились на автодром «Тушино Ринг», где проходила гонка Tushino Ring Fuel 100. В общем, как обычно. Но все получилось гораздо интереснее, потому что наш пилот Витас Черняускас в паре с Никитой Злобиным эту гонку выиграли!
Mitjet: «ПМ» начинает и выигрывает

В 2004 году французский автогонщик Жан-Филипп Дайро основал свою гоночную школу. Главная проблема, с которой он столкнулся, это чрезмерная стоимость гоночных автомобилей и их обслуживания — многие талантливые пилоты просто не могли позволить себе ничего сложнее картинга. Дайро задался идеей спроектировать максимально недорогую, простую, понятную машину, благодаря которой молодые гонщики смогут сделать первый шаг в большой автоспорт. А двумя годами позже он представил миру концепт Mitjet.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основные характеристики митджета сводятся к следующему: машина недорогая, почти не требует обслуживания, при этом очень динамичная (разгон до сотни за 3,6 с) и эффектно выглядящая на трассе. Достаточно нескольких тренировок, чтобы научиться управлять митджетом: уже через пару часов новичок может принимать участие в гонках. К слову, Витас, пилот «ПМ», впервые увидел митджет, когда мы утром в воскресенье прибыли на трассу, — а вечером уже стоял на подиуме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Техническая сторона

По сути говоря, митджет — это трубчатая рама плюс легкий карбоновый корпус. Масса автомобиля — всего 520 кг. Двигатель расположен спереди, он стандартный: 150-сильный мотоциклетный агрегат Yamaha объемом 1,3 л. Пятискоростная секвентальная коробка передач, дисковые тормоза, стандартные шины Michelin 205/55/15 Competition Mixed- все просто и понятно. Машинка короткобазная, общая ее длина — всего 3,6 м; пилоты говорят, что разгоняться на третьей передаче практически невозможно — разворачивает. Приходится максимально быстро переходить на четвертую или пятую. Впрочем, при равенстве технических условий все зависит в первую очередь от гонщика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обслуживание автомобиля очень простое. Заправка топливом (обычный бензин АИ-98) происходит вручную из специальных канистр, топливный бак размещен позади пилота, конструкция одобрена FIA, о чем свидетельствует специальная маркировка. Баки, к слову, — стандартные ATL racing fuel cells, изготовленные известной английской компанией Aero Tec Laboratories; собственно, почти все узлы автомобиля массово производятся на различных заводах. Элементы кузова снимаются за пять минут, двигатель монтируется или заменяется тоже практически мгновенно. Автомобильчик двухместный, но пассажирское сиденье часто снимается за ненадобностью.

Сто кругов стратегии
widget-interest

Большинство гонок митджетов проводится по классической схеме: «Каждый этап соревнования состоит из двух гонок с дистанцией не менее 32 км каждая. Расстановка на стартовой решётке в гонке – по результатам квалификации к каждой гонке» (цитата из регламента). 
Гонка «100 кругов Тушино Ринг», в которой мы приняли участие, отличалась экспериментальным регламентом. Главным фактором в ней была не скорость, а грамотная стратегия. Команда состояла из трёх человек – капитана, опытного пилота и пилота, ранее не принимавшего участия в профессиональных соревнованиях (таковы были условия). Каждый из пилотов должен был проехать не менее 45 кругов дистанции. 
Старт давался с ходу, первые пять кругов пелетон возглавлял пилот, показавший худшие результаты по ходу хронометрируемой тренировки (то есть квалификации), затем на трассу выезжал автомобиль безопасности, под которым происходила смена лидера – таким образом каждый пилот пелетона пролидировал по 5 кругов. Обгонять лидера запрещалось, перестановки возможны были только внутри пелетона. Вы спросите – а кто становился победителем? О, это непростой вопрос. В гонке был строго определён график движения и количество топлива (33 л на машину). Только тщательный расчёт и экономия позволяли проехать всю дистанцию, плюс грамотная стратегия пит-стопов. Две машины из десяти остановились на трассе из-за нехватки горючего (то есть ошибок в стратегии). 
Остальные места в основном распределялись благодаря немалому количеству пенализаций – перечисление возможных нарушений регламента займёт целую страницу. 
Последние 5 кругов гонка принимала классическую форму с нормальными обгонами. Да, все эти правила выглядят довольно странно. Но наша команда выполнила все требования судей, получила минимальный штраф за оторвавшуюся защиту бокового окна – и оказалась первой по итогам гонки.

Кузова митджетов — это отдельный разговор. Всего на данный момент существует восемь типов, имитирующих известные автомобильные бренды. Внешне получается нечто вроде миниатюрного DTM. Например, Skoda является официальным спонсором французской серии, и там проходит даже отдельный кубок Fabia Mitjet Cup — исключительно на митджетах, копирующих Skoda Fabia. Таким же образом права на использование своего дизайна предоставила компания Kia. Остальные кузова носят условные названия: F-4 (имитация Ferrari), MB-6 (имитация BMW), AM-6 (Aston Martin), MP-9 (Porsche), MR-4 (Renault) и т. д. В принципе, кузова не играют никакой роли. Сменить один кузов на другой на общей базе можно примерно за полчаса. Аэродинамика у всех более или менее одинаковая, и на выбор кузова влияют исключительно эстетические соображения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Митджеты в мире

В 2007 году компания Жана-Филиппа Дайро стала организатором чемпионата Франции (Championship Mitjet Series). Первая гонка прошла в Ногаро — в ней приняли участие 25 автомобилей. Митджеты понравились зрителям и еще больше — пилотам. Любителей устраивала возможность погоняться без особых затрат (плюс временная гоночная лицензия, получаемая перед самой гонкой), а профессионалам нравилась простота митджетов, для них это было нечто вроде отдыха без отрыва от любимого дела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Французский сезон 2011 года включал в себя семь этапов — некоторые самостоятельные, некоторые — в качестве гонок поддержки более крупных автогоночных серий, например FIA GT. Собственно, этап российского кубка Мегафон, проходивший в Смоленске, также был гонкой поддержки более серьезного чемпионата, грузового ETCC. Для малых серий подобное сотрудничество — отличная реклама, а для молодых пилотов — шанс показать себя, попасть на глаза шефам команд старшей серии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все митджеты производятся французской компанией FAM Automobiles и попадают в автогоночный мир через Жана-Филиппа Дайро и его команду. Россия стала третьей страной (после Франции и Испании), где митджеты стали продаваться официально. Правда, французский чемпионат уже вышел за рамки страны и даже Европы: один из этапов стал гонкой поддержки WTCC в Марракеше (Марокко).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Распространению митджетов способствует простота их транспортировки: легкие и компактные машинки можно загружать в трейлеры практически штабелями. Автомобили прошли омологацию FIA (во Франции) и Российской автогоночной федерации (у нас). Иначе бы их просто не допустили до соревнований.

Mitjet в России

Идея привезти митджеты в Россию возникла в начале 2010 года у Рубена Шумеева, руководителя гоночной команды «Актив- ПРО РЭЙСИНГ». До этого он гонялся на автомобилях серии Legends, по своему принципу схожих с митджетами: легкая трубчатая рама и пластиковый кузов, имитирующий машины 1930-х годов. Автомобили этого класса также изготавливаются одной-единственной компанией, на этот раз американской — US Legend Cars International, серия существует с 1992 года. Правда, в Legends, в отличие от митджетов, имеются защитные элементы — металлические подножки и"кенгурятники», что позволяет вести контактную борьбу. Но в целом различия не столь и велики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выиграв кубок Legends 2009 года, Шумеев должен был отправиться на подобные соревнования в Соединенные Штаты Америки, но не сложилось. Зато к нему случайно попала информация об инициативе Дайро — и митджеты понравились Рубену с первого взгляда. Итогом стало появление нескольких машин в России в 2010 году, а с 2011 года при спонсорской поддержке Megafon прошел первый летний кубок по гонкам митджетов. Сегодня «Актив — ПРО РЭЙСИНГ» является официальным дистрибьютором митджетов в России: у них можно приобрести подобный автомобиль, арендовать его, обслуживать при необходимости. В стоимость аренды входит также оплата услуг механиков (на одну гонку или на весь кубок), топливо, расходные материалы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Организовать собственное участие в гонке более чем просто. Некоторые гонщики прибывают на автодром, имея шлем, комбинезон и обувь, — все остальное можно взять в аренду. Для получения гоночной лицензии на уикенд достаточно принять участие в пятничном инструктаже и тренировках.

«TechInsider» прибыла на гонку в 9:00 в воскресенье (старт был запланирован на 14:15). Через час сотрудник «ПМ» Витас Черняускас уже облачился в комбинезон и был прикомандирован к команде под руководством известного российского гонщика Сергея Злобина (любителям гонок он памятен тем, что в 2002 году стал первым официальным российским тест-пилотом «Формулы-1» в команде Minardi). Напарником Витаса стал Никита Злобин. Наш пилот вовсе не оказался обузой в команде: для успешной гонки достаточно уметь хорошо водить автомобиль. Витас ехал первую половину 100-круговой гонки, Никита — вторую. Какова же была наша радость, когда команда Злобина оказалась на финише первой!

Таким образом, мы не только привезли в редакцию победный кубок, но и доказали: митджет — это идеальный вариант для начала гоночной карьеры. Карт — это все-таки не совсем автомобиль, а митджет — уже полноценная гоночная машина, позволяющая бороться и побеждать.

Так что у вас есть шанс стать гонщиком. Не упустите его!