Легальный кайф: Аквабайк
В любом виде спорта или активного отдыха есть снаряды для начинающих и для опытных пользователей. Вы сдаете экзамен на 125-кубовом мотоцикле, затем откатываете сезон на 600-кубовом «дорожнике» и лишь затем заслуживаете право выбрать, что вам по душе: литровый спортбайк или 350-килограммовый круизер.
Это правило работает с чем угодно, но только не с водными мотоциклами. Здесь «праздник непослушания» начинается прямо в салоне. «Покупателям, которые собираются кататься часто, а не отмечаться на воде три раза за сезон, я сразу рекомендую самую мощную и продвинутую модель, — рассказывает специалист пермского дилера BRP "Дилос-экстрим" Евгений Бородин.- Она потребует от них некоторой осторожности в первую пару недель, зато позволит надолго сохранить интерес к катанию в будущем».
Чтобы проверить, так ли на самом деле дружелюбны 260-сильные монстры, мы отправились в Пермь. Здесь, где река Чусовая впадает в Камское водохранилище, местные яхт-клубы радушно принимают гостей, а собственная лодка считается такой же естественной необходимостью, как личный автомобиль. А главное, бескрайние речные просторы готовы вывести на чистую воду даже самый скоростной снаряд.
Дрифтинг для девочек
Гидроцикл GTS 4-TEC 100 — это самый простой и доступный аппарат в гамме BRP. Компания рекомендует его в качестве прокатного, а также для нерегулярных семейных покатушек с детьми. Цифра 100 в названии модели — не что иное, как мощность трехцилиндрового четырехтактного двигателя Rotax 1494. С тех пор как в 1970 году компания Bombardier поглотила Rotax, именно эти моторы стоят на всей технике Bombardier Recreational Products, или BRP. Это те самые двигатели Rotax, которые давно стали стандартом в мире сверхлегкой авиации, что недвусмысленно характеризует их сточки зрения надежности.
На GTS 4-TEC 100 установлен простейший прямой привод водомета. На холостом ходу гидроцикл постоянно медленно движется вперед, и чтобы не отойти далеко от пристани, нужно постоянно выписывать круги и восьмерки. Полностью остановиться можно, только выключив двигатель.
Если GTS 4-TEC 100 — ваш первый гидроцикл, то, несмотря на то что вы платите мало, он отгрузит вам полный вагон адреналина. 100 л.с. вполне достаточно, чтобы эффектно разогнаться, задрав нос к небу, и превратить свою цивильную городскую прическу в экстремальный ирокез. Здесь есть два режима работы двигателя: Touring и Sport. В"туристическом» варианте крутящий момент нарастает плавно, позволяя весьма небрежно распоряжаться ручкой газа. В режиме «спорт» двигатель стремится выплеснуть из водомета всю свою мощь от малейшего касания ручки. Подобно резвому скакуну, машина заигрывает с пилотом, заставляя деликатнее обращаться с «газом». Повторюсь, 100 л.с. на 333 кг — это энерговооруженность, недостижимая для подавляющего большинства спортивных автомобилей.
Чтобы гидроцикл завелся, необходимо использовать чип-ключ, пристегивающийся к спасательному жилету пилота. В комплект входит два ключа, обычный и учебный. Последний ограничивает мощность двигателя и скорость гидроцикла. С ним машину можно доверить даже ребенку.
Главное, что позволяет отнести GTS 4-TEC 100 к категории «для начинающих», — это форма корпуса и соответствующие характеристики управляемости. Небольшая килеватость и умеренные реданы позволяют машине легко скользить боком. Склонность к сносу — это защита от опасных перегрузок. На GTS 4-TEC100 вы не сможете заложить мощную дугу, свесившись до касания воды пятой точкой, зато гидроцикл не перевернется и не выбросит вас «из седла», если вы слишком резко повернете руль на избыточной скорости.
При попытке повернуть на «максималке», GTS 4-TEC 100 в эффектном заносе описывает дугу бесконечно большого радиуса. Если повернуть руль до упора и дать газу, гидроцикл просто развернется и продолжит скольжение задом, а уже через секунду поедет в обратном направлении. Новички любят скользить и не умеют крепко «держаться в седле». Вот почему GTS 4-TEC так хорош для проката и семейного отдыха.
Легкая кавалерия
Модель GTI 4-TEC 155 LTD можно с полным правом назвать гидроциклом для активного отдыха. Он куда менее охотно скользит в поворотах, неплохо держит дугу, глиссирует на гребнях волн и ныряет на торможении. Он умеет все, что должны уметь спортивные гидроциклы, и при этом прощает грубые ошибки.
Важное преимущество GTI 4-TEC 155 LTD перед сверхмощными собратьями — небольшая масса всего в 338 кг. Поэтому машина отлично управляется весом, мягко реагирует на слишком резкие повороты и требует от «байкера» минимум физических усилий, чтобы «удержаться в седле» и гарцевать на волнах. Аппарат позволяет играючи изучить все возможности современного гидроцикла, чтобы потом уверенно применить полученный опыт на более мощных и тяжелых моделях.
Это касается как управляемости, так и функционала. На GTI 4-TEC 155 LTD есть все. Например, система управления iBR с нейтральной передачей, тормозом и задним ходом. На руле вы увидите два рычага под указательный палец, справа (газ) и слева (тормоз). Короткое нажатие на левый рычаг включает «нейтраль»: теперь можно остановиться с работающим двигателем, не выписывая «кренделя» на месте.
Длительное нажатие на тот же рычаг активирует тормоз, который работает по тому же принципу, что и реверс в реактивных двигателях: прямо перед соплом водомета опускается заслонка, которая разворачивает водяную струю на 180 градусов. Если на скорости резко зажать оба рычага, гидроцикл тормозит так интенсивно, что нос зарывается в воду, а пилота с головой накрывает волна.
У GTI 4-TEC 155 LTD есть электрический триммер. Под большим пальцем левой руки располагаются кнопки, которые позволяют прямо на ходу изменить угол наклона водомета относительно корпуса. Чем выше бьет воздушная струя, тем большая часть корпуса выходит из воды на скорости. Глиссируя «на пяточке», машина испытывает минимальное гидродинамическое сопротивление и может достичь максимальной скорости. Кроме того, такой режим движения делает гидроцикл менее чувствительным к волнению. Напротив, опустив струю, можно погрузить большую часть корпуса в воду, сделав аппарат более цепким в поворотах.
Буквы LTD (Limited) в названии модели означают расширенную комплектацию. В данном случае это чехол для перевозки, защитная водонепроницаемая емкость для хранения мелких вещей, широкая платформа для плавания с откидной ступенькой и другие приятные мелочи для комфортного катания.
Есть упоение в бою
Итак, RXT-X aS 260 RS. Двести шестьдесят — это мощность. Мощность того самого Rotax 1494, который выдавал сотню на GTS 4-TEC 100. Удивительно, как нагнетатель с интеркулером, другой блок управления, впускная и выпускная системы могут преобразить мотор. Да, это тот же двигатель, но уже совсем другой.
Спортивный гидроцикл стреляет от 0 до 50 км/ч за 1,7 секунды. На практике это означает, что через полчаса катания ваши руки превратятся в клещи, а ноги — в тиски. А пока этого не произошло, гидроцикл вполне может уехать вперед без вас.
Аппарат проходит повороты как по рельсам и мгновенно меняет направление движения. Максимальная перегрузка в вираже ограничена не цепкостью корпуса, а силой наездника, с которой он вцепляется в сиденье и руль, чтобы не быть сброшенным в воду. Вот типичный сценарий: вы закладываете слишком резкий поворот и в последний момент успеваете зацепиться ногой за сиденье. Руки судорожно вцепляются в руль, и вместе с положенными третьим, четвертым и пятым пальцами сжимается и заветный указательный. Взревев, как дикий зверь, гидроцикл выстреливает в произвольном направлении. Бешено разгоняясь, вы собираетесь с мыслями, устраиваетесь в седле, распрямляете руль и тормозите. Из глубины груди вырывается вздох облегчения, а на лице расплывается блаженная улыбка. А затем с дьявольским блеском в глазах вы вновь утапливаете газ, чтобы повторить сцену и впрыснуть в кровь еще порцию адреналинового наркотика.
Изюминка RXT-X aS 260 RS — спортивная подвеска. Из неподрессоренных масс в нем осталась только лодка, а все остальное, включая двигатель и пилота, движется, повинуясь воле волн и амортизатора. Под крышкой перед сиденьем прячется расширительный бачок с регулировкой жесткости (под вес гонщика) и скорости демпфирования (под характер волнения).
Быстрая подвеска филигранно облизывает волны, делая RXT-X aS 260RS самым точным в управлении. Несмотря на взрывной характер двигателя, для меня этот гидроцикл самый комфортный. Он следует по заданной траектории и делает то, что я хочу, хотя и выжимает меня, как лимон.
Что дальше?
А дальше — спорт. Это прежде всего 3D-дисциплины, в которых используются специальные гидроциклы для езды стоя: фристайл, где пилоты выполняют всевозможные трюки, ныряют под воду и взлетают в воздух, и фрирайд, в котором то же самое происходит на большой волне. А также гоночные дисциплины: кольцо, слалом, рейды — многокилометровые заезды на выносливость. Гидроциклы подвергаются тюнингу. Комплекты для повышения мощности двигателя, импеллеры, сопла, водозаборники, капоты с зацепами для рук и упоры для ног позволяют бесконечно улучшать машину, делая ее еще быстрее. Ведь радаров и камер для измерения скорости на российских водохранилищах пока что нет.