Покорители трясины: рейд
Это безумие называется Can-Am Trophy Russia — открытая внедорожная серия, проходящая под девизом «Никаких автомобилей, только квадроциклы!» Девиз справедливый — четырехколесные «проходимцы» нельзя смешивать ни с мотоциклами, ни с внедорожниками: отдельный класс и никак иначе.
В принципе, гонки на квадроциклах можно привязать к мотоспортивным состязаниям, но честной такую привязку не назовешь. Естественно: проходимость квадроцикла гораздо выше, чем у его двухколесного собрата, ипрямая конкуренция между ними невозможна. Поэтому в данном случае можно провести прямую биологическую ассоциацию: есть царство животных, есть царство растений, и есть маленькое, но гордое царство грибов. Так же и здесь: есть автоспорт, есть мотоспорт, есть маленький, но гордый квадроспорт. Сегодня он находится в фазе бурного развития. Серия, организованная компанией Rosan (официальным дистрибьютором техники BRP Can-Am в России), по сути является высококлассным чемпионатом европейского уровня.
Первый этап Can-Am Trophy Russia 2011 прошел близ города Карабаш в Челябинской области. Мы не преминули посетить это занимательное зрелище и посмотреть на сражающихся в жидкой грязи суровых исильных мужчин.
Пункты и точки
За день до соревнований светило яркое солнце, а температура зашкаливала за +30°С. И было пыльно. Пыль — враг квадроцикла, забивает воздухозаборники, ухудшает видимость. Жижа и болото — гораздо зрелищнее, интереснее, да и прохлада переносится лучше, чем жара. В день гонки небо сжалилось над организаторами — и даже несколько переборщило. С раннего утра рванул ливень, не прекращавшийся до вечера, за сутки вылилась чуть ли не недельная норма осадков. Поэтому к старту, намеченному на 11:00, обычный березовый лес превратился в болото, а настоящая трясина набрала воды иначала дышать и колыхаться.
Чемпионат открытый. Есть квадроцикл — плати вступительный взнос и заявляйся, не проблема. Правда, нужно еще найти готового на безумства напарника: каждая команда состоит из двух участников.
Гонка делится на три спецучастка, между которыми можно отдохнуть и провести ТО «квадрика» (тут все говорят именно так). Стартуют по двое, как в классическом ралли, через равные промежутки времени. Точный момент старта засекает судья. На каждом квадроцикле — прибор GPS, на котором отмечены в определенной последовательности контрольные точки (КТ) и контрольные пункты (КП); гонщик должен миновать их все, чтобы трасса была засчитана. Пропустил одну точку или пункт — штрафное время, десять часов за каждый пропуск. С учетом того, что время одного спецучастка составляет для лидеров порядка двух с половиной часов, такой штраф однозначно выбрасывает нерадивого пилота из компании призеров.
И КТ, и КП представляют собой размещенные в труднопроходимой лесной чаще, или прямо в болоте, или посреди речного русла приборы-фиксаторы. Достаточно проехать в радиусе 50 м от прибора контрольной точки, и он фиксирует время прохождения. А вот мимо прибора на контрольном пункте проскочить на скорости нельзя — нужно подъехать непосредственно к красному флажку и приложить свой чип (он прикреплен к квадроциклу, чтобы не было искушения добраться до трудного места пешком). Для чего такие сложности? Для зрителей. Обычно КП расположены в местах, более или менее доступных для наблюдателя, например вблизи автодороги. Необходимость добраться непосредственно до фиксатора заметно увеличивает зрелищность. Есть и еще один вид точек — запрещенные (Z). Они тоже отмечены на карте, и в радиусе 25 м от них проезжать категорически запрещено. Такими точками обозначают, например, мостики над ручьями — чтобы квадроциклист не искал легких путей.
Мы стояли около КП-1 (всего на первом спецучастке их было четыре), расположенного на крошечном островке стабильности среди колышущегося болотного моря. Первые два участника успешно донеслись до фиксатора по мшистому ковру. Но уже третий, непредусмотрительно поехав по чужим следам, провалился, а за ним четвертый, пятый...
Вот тут-то и можно сделать вывод: трофи — это не гонка на слепую скорость, не испытание мощности или выносливости. Это гонка для тех, кто умеет считать и думать, ориентирование на местности вкупе с умением быстро оценить обстановку. Прибор GPS дает немалую погрешность — от 30 до 50 м, и ведет пилота не точно к следующей КТ, а примерно в ее направлении. Таким образом, добравшись до точки, нужно еще поплутать и поискать ее. Поэтому маршрут укаждого свой. А в районе контрольных пунктов этот маршрут сливается в одну колею, и здесь начинаются настоящие сложности.
Грязища! Ура, грязища!
Более полусотни участников должны подъехать к одному и тому же месту, и каждый следующий разбивает колею еще более. Побеждает не самый быстрый и мощный, а самый хитрый. Например, на моих глазах завал из шести завязших намертво квадроциклов команда умельцев объехала... по воде. Ребята просто посчитали, что полуметровая речка явно проще для прохождения, чем разбитая болотистая колея, — и не прогадали.
Технических хитростей хватает. Во многих случаях ведущую роль играет лебедка — устройство, обязательно присутствующее на каждом квадроцикле. Например, нужно преодолеть болотце, на противоположном берегу которого растут деревья. Гонщик разгоняется, максимально далеко забирается в трясину, затем слезает с «квадрика», добирается с лебедкой до другого берега (порой по грудь в грязи) и вытаскивает своего железного коня. Лебедку, кстати, не сматывают, а просто накручивают в размотанном состоянии на «кенгурятник» — для ускорения процесса.
Часто приходится пользоваться командной тактикой. Один проскакивает на скорости, а затем лебедкой вытягивает другого, завязшего. Прекрасную картину наблюдал я на втором КП: первый завяз насмерть, второй разогнался и просто-таки врезался тому в заднюю часть. Успешно: протолкнул на твердую землю. Распространен такой прием: разогнать квадроцикл, и когда земли под колесами уже нет, спрыгнуть с него. Гонщик в амуниции весит порядка 100 кг, такое облегчение часто позволяет пройти сложнейшие участки.
Для того чтобы квадроцикл «выжил» в гонке, он серьезно модернизируется. На серийную машину ставят усиленные рычаги подвески, спортивные внедорожные колеса ит.д. Обязательный элемент — защита двигателя, подвески и мостов: часто приходится подминать кусты идеревья, да и камни «ловятся» регулярно.
Чемпион 2010 года в классе ATV-open Антон Власюк (и победитель гонки в Карабаше) говорит: «Укаждой марки свои доработки. Модернизировать нужно любой квадроцикл, даже позиционируемый производителем как внедорожный, спортивный и экстремальный. Менее всего приходится модернизировать, как ни странно, ‘Ямах'. Но это зависит в первую очередь от участника. Иной на ‘Ямахе' вообще ездить не может, ему Can-Am или Polaris в сто раз ближе и роднее».
Классы, типы, виды
В серии Can-Am Trophy Russia пять зачетных классов: ATV-original (стандартные квадроциклы), ATV-open (специально подготовленные квадроциклы), SSV-original (стандартные мотовездеходы side-by-side), SSV-open (модернизированные мотовездеходы side-by-side), SSV-women (женские экипажи на мотовездеходах side-by-side). Side-by-side- не слишком распространенный в России вид транспорта. По сути это небольшой вездеход на базе квадроцикла, только двухместный и с нормальным круглым рулевым колесом. В отличие от зачета ATV, команда мотовездеходников состоит из одного экипажа, штурман сидит рядом с водителем. Поэтому если уж SSV застревает, никакого напарника, способного помочь, нет.
Правда, в Карабаше женский зачет с треском провалился — не набралось должного количества смелых участниц. Впрочем, это новый класс и уже на втором этапе (в начале августа в Татарстане) прекрасного пола среди участников будет гораздо больше, обещают организаторы.
Если говорить о марках, то в отличие от многих «внутренних» соревнований производителей, в Can-Am Trophy Russia принимают участие все квадроциклы — не только Can-Am, но и Yamaha, CFmoto, Honda, Suzuki, Polaris. Именно по подобным трофи можно судить о качестве и выносливости машин. Некоторым приходится бороться не столько с трассой, сколько с техникой. Зато производитель, чей квадроцикл показал хорошие результаты, может потом похвастаться: а вот мы отлично показали себя в Can-Am Trophy, «порвали» конкурентов. И самое главное, что честнее теста не найти. Выбираете квадроцикл? Загляните в таблицу победителей трофи. Она не соврет. Правда, нужно учитывать и то, что выигрывает не машина, а гонщик. «Посадите хорошего пилота, — говорил кто-то из организаторов, — на самый плохой квадроцикл, так он все равно первым приедет...»
В принципе, закончить гонку можно даже пешком. Вездеход side-by-side одной из команд сломался окончательно чуть ли не в 20 км от базы. Дошли, что делать. И даже были зафиксированы как финишировавшие, пусть и с пропуском большинства контрольных точек.
История об энтузиазме
Собственно, у истоков серии стоит, как это бывает почти всегда, энтузиазм одного человека — Андрея Красилова, чемпиона России по трофи на квадроциклах 2007 года. Вступив в должность генерального директора компании Rosan, он сразу же принялся за развитие любимого вида спорта, и в 2010 году прошел первый чемпионат Can-Am Trophy Russia (годом ранее проходила одиночная гонка Can-Am Trophy). В том чемпионате приняло участие 96 спортсменов, а в текущем году уже первый этап собрал почти 70 участников. Организатором карабашского этапа выступил Екатеринбургский off-road-клуб во главе с Олегом Майоровым.
Стоит подчеркнуть, что Can-Am Trophy Russia позиционируется как сугубо частный чемпионат для любителей (что не мешает профессионалам принимать в нем участие). Безусловно, существует и официальный чемпионат России по трофи на ATV, но серия Can-Am от него никак не зависит. Это совершенно правильный принцип: именно большое количество независимых серий ведет к наибыстрейшему развитию любого вида спорта. Посмотреть хотя бы на США: автоспорт там развит как нигде в мире, поскольку конкурирующих между собой чемпионатов в различных автоспортивных дисциплинах несколько сотен!
И потому пожелаем удачи Андрею Красилову, компании Rosan и Can-Am Trophy Russia. Проторенных дорог квадроциклисты не ищут, но это у них в крови. Они и по бездорожью пройдут, мы не сомневаемся.