Вкус боpьбы: как устроены бои реконструкторов
Сидя на грубой деревянной скамье, я ловлю себя на мысли, что с помощью машины времени попал в XIII век. Мои соседи по столу одеты в типично средневековую домотканую одежду, их разговоры посвящены самым обычным вещам, принятым в мужской компании. Вокруг снует самая разная публика — вот прошел английский лучник, будто сошедший со страниц баллады о Робине Гуде, а вот испанский щеголь с Аламеды в любовно отполированной до блеска, но изрядно помятой кирасе отдыхает, сидя в тени стены Выборгского замка. Народ потихоньку начинает расползаться по своим шатрам и надевать доспехи, готовясь к бугурту, массовому сражению — главному мероприятию любого фестиваля исторической реконструкции. Ведь мало что в мире может сравниться с ощущением, которое возникает у зрителей и участников, когда две закованные в сталь шеренги, ощетинившиеся фальшионами, топорами и алебардами, со звоном сталкиваются между собой.
Реконструкция и фехтование
Чаще всего с исторической реконструкцией ассоциируются оружие, доспехи и поединки. Однако на самом деле это более широкое понятие, а именно — попытка воссоздания внешнего образа и конструктивных особенностей самых разных предметов определенного исторического периода в комплексе. Среди реконструкторов, уделяющих больше внимания доскональному воссозданию вещей, окружавших человека в Средние века (это направление называется living history, живая история), наиболее популярна эпоха викингов (VIII-XI века), поскольку история материальной культуры того времени подробно изучена. Поклонники этого направления в меньшей степени занимаются фехтованием (защитный доспех, распространенный в то время, не обеспечивает достаточной безопасности), а вместо этого, например, устраивают многодневные походы на ладьях по рекам и экспедиции на самодельных лыжах, подбитых мехом и смазанных салом.
Люди, которые занимаются историческим фехтованием, предпочитают более позднюю эпоху (XII-XV века). Это связано с тем, что до XII века не было доспехов, которые бы надежно защищали от концентрированных ударов мечом, а после XV столетия доспех стал либо очень сложен и часто не предназначен для пешего боя (полный рыцарский максимилиановский доспех), либо не полностью защищал бойца (полудоспех пикинеров и алебардеров без защиты ног, лица, шеи). В историческом фехтовании восстанавливают комплекс вооружения и защиты определенной эпохи и страны. При этом допускается использование «иностранных» предметов (например, с XIII века в Европе появляется масса вещей с Востока), но их наличие нужно четко обосновывать с помощью каких-либо исторических источников. А иначе, как объясняет руководитель студии прикладного фехтования «Спата» и капитан сборной России по историческому фехтованию Андрей Зимин, можно уподобиться горе-реконструкторам XXII века из анекдота, которые установили башню от «Пантеры» на корпус Т-34 с объяснением: «Эпоха-то одна!»
Отступление от истории
Историческое фехтование стремится соответствовать реалиям эпохи. «Ведь нельзя явиться на прием к английской королеве в джинсах, — говорит Андрей.- Так и в исторической реконструкции есть свой дресс-код. С каждым годом требования ужесточаются. Например, вы уже не увидите на фестивалях современных туристических палаток — только вполне историчные шатры. Доспехи и бытовые принадлежности возят не в каких-нибудь баулах, а в сундуках, около шатров сооружают стойки для алебард, так что в целом создается впечатление настоящего средневекового военного лагеря. В историческом фехтовании существует масса ограничений: нельзя использовать современную обувь, современные элементы защитного снаряжения, спортивную одежду. Никаких современных материалов типа алюминия и титана — только сталь, кожа и ткань».
Однако некоторые послабления в историческом фехтовании по сравнению с реконструкцией все же допустимы. Воин, участвующий в ристалище исторического фехтования, должен выглядеть как воин той эпохи. Можно, например, выйти в шлеме, похожем на исторический аналог. В реконструкции такое не пройдет: там важна буквально каждая деталь — из скольких частей состоит шлем, как они соединены — сварены или склепаны «впотай», как и чем залужены швы.
Вооружен и безопасен
В историческом фехтовании можно использовать влагоотводящие подшлемники, скрытую защиту (наколенники, паховые раковины), но с условием, что ни один современный элемент не будет виден. Допускается установка стальной маски под бармицей (кольчужной сеткой на шлеме) для защиты нижней части лица. «В реальности этого элемента не существовало, — поясняет Андрей, — но при ударе в челюсть тяжелым клинком можно легко выбить зубы, а услуги дантистов нынче дороги!» Исходя из требований безопасности приходится жертвовать и кое-какой внешней достоверностью. Например, одно из самых травмоопасных мест — кисть вооруженной руки — можно защищать «коробочкой» — сплошной стальной рукавицей с отверстием для рукояти меча. Такого элемента тоже не существовало, но приходится мириться — пальцы дороже.
Оружие должно быть не заточено (ширина режущей кромки не менее 2 мм), острие клинка — скруглено (под диаметр примерно 50-копеечной монеты). Существует оговоренная масса для различных типов оружия: скажем, меч должен весить от 1,4 до 2 кг, фальшион (тесак) — от 1,4 до 2,5, двуручный меч — от 1,4 до 3,5. Для групповых боев обязательны пластинчатый доспех (кольчуга не соответствует требованиям безопасности) из каленой (предпочтительно) или некаленой стали толщиной 1,5−2,5 мм, паховая раковина, защита лица и затылочной области. Правилами запрещены концентрированные удары в затылок, позвоночник, голеностоп, стопу и в пах — то есть в жизненно важные или не защищенные доспехом зоны. «Если относиться к правилам и своему снаряжению серьезно, — говорит Андрей Зимин, — историческое фехтование — вполне безопасный вид спорта. Скажем, гораздо более безопасный, чем бокс».
Если в жаpком бою испытал, что почем
«Этот тяжелый, жесткий контактный вид спорта, — говорит Андрей, — дает хорошую силовую, скоростную и психологическую подготовку, однако имеет мало отношения к 'современной действительности' — ни у кого из нас под рукой, если что, не будет меча. Почему же люди этим занимаются? Для профессиональных историков это часть работы. Для других — легкий (без отрыва от реальности) вариант эскапизма. Для третьих — активный отдых на природе, для четвертых — возможность ощутить азарт средневекового боя не в виртуальной, а в самой что ни на есть материальной реальности. Но для поколения людей, воспитанных на романах Вальтера Скотта и киноролях Бориса Хмельницкого, историческое фехтование — это не только достижение победы над собой и противником, но и возможность ощутить настоящую романтику рыцарства: верность, честь, способность к самопожертвованию и веру в друзей, которые всегда прикроют твою спину».