Олимпийская наука: зимняя сессия
Слалом: повороты на скорости 80 км/час
На олимпийских состязаниях лыжники добровольно идут на перегрузки до 3,5 g –больше, чем у астронавтов в космическом челноке в минуты старта. Скорости при этом такие, что на дорогах в большинстве американских штатов без штрафов они бы не обошлись. Когда же лыжник со склона попадает на ровный участок, от него требуется подготовка высочайшего класса, чтобы устоять под воздействием силы, вжимающей спортсмена в землю. «Многие из нас могут выжать ногами вес в 400 кг, но по сравнению с горным спуском это просто чепуха», — говорит Тед Лиджети, олимпийский чемпион 2006 года в горнолыжной комбинации (она представляет собой общий временной зачет при одном прямом спуске и двух проходах слаломной трассы).
Повторить свой успех Лиджети не удалось: Олимпийское золото в комбинации в Ванкувере завоевал другой американец — Боде Миллер. Оба же заезда в слаломе-гиганте легко выиграл швейцарский спортсмен. Карло Янка. Слаломная трасса составляет в длину 750 м с перепадом высот в 217 м, на ней установлено 65 ворот. В гигантском слаломе ворот на десяток меньше, зато длина трассы вдвое больше (1570 м), а вертикальный перепад составляет уже 443 м.
Хоккей на льду: полёт шайбы на скорости 160 км/ч
Когда нападающий бьёт по воротам с десяти метров, сила его удара превышает 50 кг, и у вратаря в запасе есть всего 200 миллисекунд, чтобы отреагировать на летящую в его сторону шайбу – кусок резины в 2,5 сантиметра толщиной и 7,5 сантиметров в диаметре. Рефлексы профессионального вратаря намного быстрее, нежели рефлексы обычного человека. Даже хоккеисты высшего класса иногда говорят, что их поражает скорость и уровень подготовки человека, стоящего в воротах их собственной команды.
Биатлон: стрельба по мишеням при пульсе 170 ударов в минуту
Состязания по биатлону требуют недюжинной выносливости и великолепной стрелковой подготовки. Спортсмены должны пробежать 20 км с винтовкой за плечами, остановившись на маршруте 4 раза для стрельбы по мишеням – чередуя положение лежа и положение стоя. Винтовки калибра .22 (соответствует российскому «малому калибру» 0,56 мм) не имеют оптических прицелов, а промах по мишени влечет за собой штрафной пробег по 150-метровому кругу. Бывший член американской команды Шон Маршалл-Прайд некогда сравнил эти состязания с необходимостью «взбежать пешком на 25 этаж, а потом пять раз безошибочно продеть нитку в игольное ушко». Для успеха в биатлоне необходимо поддерживать идеальную физическую форму. К примеру, спортсмен должен уметь за считанные секунды снижать свой пульс хотя бы на 20 ударов в минуту, чтобы при стрельбе не дрогнула рука.
Бобслей – крутые виражи на скоростях более 150 км/час
В 1992 году знаменитый гонщик NASCAR, победитель гонки «Дайтона 500» Джефф Бодайн решил посвятить себя возрождению бобслея как вида спорта. При поддержке автодизайнера Боба Канео он открыл компанию под названием Bo-Dyn и начал производство штучных саней. «Итальянцы работают с Ferrari, у англичан есть McLaren, швейцарцы воспользовались услугами Audi, — говорит Канео. – Но именно мы стали первыми, кто догадался использовать автогоночные технологии при изготовлении спортивных саней». Инженеры из Bo-Dyn потратили почти два десятилетия, отрабатывая подвеску и форму кузова, экспериментируя с различными сплавами при изготовлении полозьев. Результат налицо: в прошлом феврале американская команда выиграла свой первый Чемпионат Мира за 50 лет. Боб Канео искренне считает, что треть любого спортивного успеха обеспечивается инженерно-технической частью.